Перейти к содержанию
Авторизация  
Say

история трофи

Рекомендуемые сообщения

Примите все последующее не как истину в последней инстанции, а как воспоминания «старого джипера», сидящего то ли у костра, то ли у камина.

Camel Trophy «Байкал-90»
Через год после московской Олимпиады 1980 года начал свой двадцатилетний отсчет так хорошо всем известный ныне Camel Trophy. He прошло и десяти лет, как это весьма широко известное приключение пришло в Советский Союз. Написать слова «всемирно известное» я не смог по простой причине: ни в Японии, ни в США, ни тем более в Африке вы не услышите от первого встречного ответ на вопрос об этом приключении: «Camel Trophy? Как же, как же, конечно, знаю!» Только на нашей родине об этом рожденном рекламой приключении знают едва ли не все — от домохозяйки до пастуха. Всюду, где стоит волшебный «голубой ящик», об этом знают.

Да, да, да! В 1990 году, нарушив до того незыблемую традицию путешествовать по джунглям, Camel Trophy пришло не просто в средние широты, а в весьма суровый край под пугающим иностранца названием Сибирь. До старта в Иркутске практически никакой информации ни в прессе, ни на телевидении не появлялось. И только после финиша, не ставшего для еще советской команды триумфальным, первая информация достигла ушей и глаз советского человека. Летом того же 1990 года в газете «Советский спорт» появилась скромная анкета для желающих испытать себя в Camel Trophy следующего года. Заполняя ту анкету, я все никак не мог взять в толк: ну если не я, то кто же?

Оказалось, что не я. В Танзанию и Бурунди поехали Вадим Савельев и Михаил Снарский. С именем последнего во многом связано и начало, как мне кажется, зарождения джипер-ского движения в России. Вернувшись из Африки, Миша на пару с Тарасом Нечипоренко (Тарасу в тот год не удалось сделать только последний шаг для попадания в советскую команду: из финальной четверки под Парижем двое оставались не у дел) задались целью — найти денег и организовать Russian Off-road Center.

Russian Off-road Center,
или что есть общего у московского «4x4 Клуба» и КамАЗа?
Это были, как известно, золотые годы для начала всякого бизнеса в России. Врать не буду, ибо деталей не знаю, но, задавшись целью, ребята через год нашли некую сумму денег, которых хватило на командировку в Бельгию на крупнейший в Европе рынок подержанных автомобилей, где были приобретены три Jeep Wrangler, прибывших в страну советов… грузовым самолетом. На оставшиеся деньги был снят офис на Тверской, ближайшим соседом, между прочим, был небольшой алмазный концернишко по имени «Де Бирс». Скромно так!

Целый год Тарас, Миша и присоединившийся к ним мой напарник по команде СНГ 1992 года Дмитрий Леонидов искали. Искали клиентов для участия в организуемых компанией туристических поездках по российскому бездорожью. Деньги под эту привлекательную и сегодня идею дало некое совместное советско-британское предприятие «Авто-кам», намеревавшееся наладить сборку небольших автомобильчиков с пластиковым кузовом (зимой 1991 года в Суздале на парочке опытных образцов мне даже довелось покататься). «Автокам» был создан на деньги из Набережных Челнов. Так что, как видите, прослеживается некоторая связь между гигантом отечественного автопрома и нынешним «Клубом 4x4».

В те годы было модно писать все по-иностранному, вот и на капотах трех Jeep красовались неброские, но большие наклейки Russian Off-road Center. Работа по поиску клиентов была проведена огромная — сотни писем и факсов были разосланы по всему свету, но клиент не ехал. Виной, как мне кажется, были вовсе не просчеты ребят, а общая нестабильность общества, события в Чечне, криминогенная обстановка. За все время трудовой деятельности «Автокам Тура» в Россию приехало только четыре группы из Англии (с тремя из них мне посчастливилось работать гидом). Согласитесь, что мало кому будет приятно возвращаться в Москву из пятидневного путешествия по заповедным местам Верхневолжья и встречаться со стрельбой на ее улицах. Так или иначе, встал извечный русский вопрос: что делать?

Джип и Двооец пионеров, то общего?
И в самом деле: ну что тут общего? АН есть!

Надо отдать должное Михаилу Снарскому, жившему в то время на Воробьевых горах, в непосредственной близости от Дворца пионеров. Он сумел организовать на территории Дворца не только маленький сервис, ориентированный исключительно на джипы американского производства, но и… то ли кружок, то ли секцию для мальчишек, которых тянуло и за рулем посидеть, и гайки покрутить. Тогда же и появилось ставшее сегодня уже привычным имя — «Клуб 4x4». Я не буду вдаваться в подробности развития клуба, тем более, что многого и не знаю, а остановлюсь лишь на развитии непосредственно соревновательной части джиперского движения.

Первые «покатушки» в Звенигороде
Если я не ошибаюсь, то осенью 1993 года во всем хорошо известном песчаном карьере под Звенигородом были организованы первые соревнования. В качестве ответственного за подготовку трасс был приглашен Александр Аксенов, бывший в то время менеджером российской команды Camel Trophy. Для трассы был задействован не только карьер, но и часть живописных склонов Москвы-реки. Стартовые взносы были «взрослыми» — где-то в районе 250 зеленых рублей. Правда, и призы обещали неплохие: за первое место полагалась путевка на двоих на Багамы. В моем изложении история умалчивает о победителе и втором призере, а вот третьим стал сам Саша Аксенов! Саша, кстати, был последним из упомянутой четверки, участвовавшей в международном отборе на Camel Trophy 1991 года.

Но уже через полгода московский «Клуб 4x4» организовал свои первые «покатушки». Убей бог, не помню, каким ветром меня занесло в звенигородский карьер, но добрую неделю я провел в нем, махая лопатой! Скорее всего, приглашение я получил по той причине, что «выгодно продал себя» организаторам Camel Trophy как специалиста по ориентированию и картографии, после чего три года катался и Support driver'oM, «рисовал карты», таскал бревна при подготовке к проведению умершего к сегодняшнему дню приключения.

«Покатушки» быстро приобрели популярность и дважды в год собирали в карьер множество участников, «больных» полным приводом. Заглянул туда как-то и звезда российского ралли Александр Потапов. Выступая за команду банка на совершенно новом Range Rover, Потапов смог занять лишь… третье место. Заезды проходили по «олимпийской системе» и вызывали огромный ажиотаж у зрителей.

Зимой 1995 года экспансия джиперства перекинулась в северную столицу в виде бездорожного ралли. Так была открыта страница набирающих сейчас в России все большую популярность ралли-рейдов. Но на этом колесо истории не остановилось…

Первый российский трофи-рейд
В конце лета 1996 года одни из самых заядлых членов Санкт-Петербургского клуба Off-road & 4x4 Club Саня Дерюгин и Толик Молчанов рассказали мне о найденной в каком-то рекламном объявлении информации о международном «Арктик трофи» на Кольском полуострове и заявили, что намерены туда отправиться, благо, что у Толика — 33-я Fulda, а у Сани — аж 35-й BFG Mud Terrain!

Недолго думая, я обращаюсь за помощью к Михаилу Снарскому в московский «4x4 Клуб», где нахожу поддержку в виде лебедки Ramsey 6000, резины Goodyear Wrangler AT 235x75/R15 и оплаты заявочного взноса. В качестве приятной «нагрузки» со мной в экипаже едет Алексей Щербаков — самый искрометный, на мой взгляд, «писатель» за все годы существования журнала «4x4 Клуб».

Итак, в Мурманск прибыло 4 экипажа из Питера (кроме упомянутых, еще и Борис Гадасин) на Nissan Patrol, Range Rover и двух Land Cruiser (40-ка и 60-ка). Среди участников международных соревнований мы находим… три стандартных УАЗа, Газ-66, КамАЗ и пяток мотоциклов, включая норвежца Йорна на… дорожном BMW практически на «сликах»! Подозреваю, что без приезда «варягов» из Питера и появления в журнале постфактум замечательной статьи Лехи Щербакова, «Арктик трофи» мог бы еще долгое время быть местным событием. Мы все сохранили об этом путешествии самые теплые воспоминания. Никогда ни до, ни после я не наблюдал столь теплых и дружеских отношений между всеми участниками. А сколько разных приключений мы испытали: и «изгнание» главного судьи (судья всесоюзной категории по… авиамодельному спорту), и переправу через Печу, и утопление КамАЗа в болоте, и мытарства Йорна с BMW, и поломку заднего моста на 60-ке Сани Дерюгина, и ночное покорение заснеженных гор Ловозерские тундры и даже ипподромную гонку!

Женя Ведерников — «мотор» приключения на Кольском, первым ввел секундомер для подведения итогов трофи-рейдов, а время, хотя и не сразу, показало состоятельность этого способа. Тогда же было впервые в джиперской практике реализовано «сверхнизкое» давление в колесах при преодолении болот -аж 0,8 атм! Сейчас этот «пионерский» шаг вызывает лишь улыбку. Так что первый камень в фундамент «трофического» движения был заложен правильный!

К большому прискорбию, при разведке маршрута «Арктик трофи-1999» Евгений Ведерников погиб, погиб вместе с журналистом Сергеем Щербовичем. На последнее, организованное им соревнование съехалось рекордное количество участников, все, кто знал Евгения… Это был последний год «настоящего» «Арктик трофи» — соревнования, бывшего культовым в среде любителей вне-дорожников (как и прошедшая семь изданий «Ладога») и положившего начало трофи-рейдам как виду автомобильного спорта…

На маршрутах «Арктик трофи» прошли испытания такие известные сегодня представители движения и организаторы соревнования (кроме упомянутых выше представителей славного Питера), как Шаталов Евгений (Челябинск), Кульнев Владимир (Петрозаводск), Сергиенко Игорь (Киев), Геннадий Измер (Минск), Игорь Козлов, Александр Федин и Сергей Хлюстов (Москва), участники из Латвии (известные Лазданс и Трупе) и Финляндии (знаменитые Кари и Хари), Норвегии и Швеции, уникальные участники многих соревнований — Александр Фулиди и Владимир Венглинский, Анатолий Викторов и Марек Гетка, женский экипаж Людмилы Яшиной и всеми любимый экипаж «Орехов», а также сплоченные команды «Немала» и «Автокея», не говоря уже о многочисленных представителях Мурманска.

«Арктик трофи» в издании Евгения Ведерникова ушло в легенду со своими «спортивными» особенностями, уникальными природными условиями и всегда «звездным» составом участников. Большими усилиями возрождаются новые клубы на Кольском полуострове, идеологами которых являются помощники Евгения Ведерникова по организации «Арктик трофи» — Гнусов Андрей, Кушнир Константин и Глеб Земляное.

Рождение «Ладоги»
Возвратившись из Мурманска, Толик Молчанов резонно заметил: «А чем мы хуже? Давай-ка и мы что-нибудь эдакое организуем!» Идея закольцевать маршрут вокруг Ладожского озера лежала на поверхности, и следующей же весной мы отправились на разведку маршрута. С самого начала «Ладога» задумывалась не только как соревнование, но и как возможность прокатиться по необыкновенно красивым уголкам Приладожья. Первая же «Ладога» собрала 33 экипажа из Москвы, Питера, Мурманска и Латвии, которые единственный раз за все годы двигались общим конвоем. Событие, несмотря на ряд допущенных «ошибок молодости», удалось. За первую «Ладогу» случилось два неприятных инцидента. Первый произошел во время пляжной гонки — на скорости за «сотню» перевернулся MB Gelaendewagen. В итоге водитель с переломом руки был отправлен в Петербург. Второй же инцидент имел место на ставшем знаменитом впоследствии «малом оффроудном кольце». На самом финише 2,5-километрового кольца, с крутого подъема дважды улетал вниз «Кра!сный Клоп» (Toyota Land Cruiser BJ40) Александра Дерюгина, поранив при этом руку своего штурмана и превратившись в кабриолет по причине «съехавшей» крыши.

Генеральная линия «Ладоги», похоже, пришлась многим по вкусу, о чем свидетельствует динамика роста числа участников: 33 в 97-м, 47 — в 98-м, 51 — в 99-м, 88 — в 2000-м, 108 -в 2001-м, 112-в 2002-м и 123 в прошлом году. Да и география участников потихонечку расширялась. Дабы у джиперов не закружилась голова, каждый год направление движения вокруг озера менялось.

Лучше короче, но тяжелее!
Только-только отгремела первая «Ладога», как в рядах джиперов поднялся ропот: хотим чего-нибудь настоящего, потяжелее, так, чтобы -«по уши»! Так появилась необходимость в создании нового, тяжелого соревнования. Сначала — Bloody Heavy, переименованное сначала в «Хляби», а впоследствии в «Тоснен-ские болота», потом — «Вепсский лес», который в этом году носит статус этапа международного чемпионата.

Образование АТК — новейшая история
Итак, к началу нового века спортивное направление во внедорожном движении имело несколько ярко выраженных регионов и направлений. Соревнования разделились на ралли-рейды (они оформились с помощью правил ФИА) и остальные. Остальных (трофи-рейды, спринты, различное ориентирование и триалы) набиралось достаточно большое количество не только по перечню дисциплин, но и по географии. Образовались «градо-образующие» регионы — это Санкт-Петербург, Москва, Челябинск, Мурманск, Екатеринбург, Брянск и Тверь. Во всех этих регионах проводились «автомобильные соревнования», но каждый организатор проводил их по своим правилам и в сроки, которые зачастую накладывались друг на друга. Кроме этого, еще в большом количестве регионов проводились различные мероприятия, не несущие «спортивной» направленности — это экспедиции, различные фестивали и «покатушки» выходного дня.

Объединить усилия организаторов в создании единых правил проведения соревнований, единой классификации автомобилей и видов мероприятий и призвана Национальная ассоциация трофи клубов, которая была организована в 2000 году и в которую вошли все без исключения ведущие на тот период клубы страны. Все понимали важность единого пространства для мероприятий и единых правил игры на нем.

За три года с помощью клубов АТК был создан новый национальный вид спорта — трофи-рейды (теперь ежегодно определяются чемпионы России и обладатели Кубка) со своей классификацией машин -ТР-1, ТР-2, ТР-3. Появились яркие и самобытные соревнования — «Бездна», «Заха», «Тосненские болота», «Александр Браун Трофи», «Вепсский лес» и «Кубок суперстроя».

В 2003 году между АТК, РАФ и клубами стран Балтии (Латвия, Литва, Эстония, Финляндия) заключено международное соглашение о сотрудничестве и проведении совместных соревнований — Кубка Балтии (Латвия, Эстония, Литва и Финляндия) и Кубка Балтийского моря (Россия, Эстония, Финляндия).

Однако не только развитием автомобильного спорта славится внедорожное движение — существуют направления экстремально-приключенческого туризма, коммерческого организованного туризма на внедо-рожниках и просто автомобильного туризма с посещением недоступных для обычных машин мест. История развития этих направлений уходит далеко, и сегодня кажется, что они были всегда.

В России движение увлечения полным приводом растет, и этот рост имеет природу экспоненциальной зависимости. Уже трудно становится учитывать все клубы и направления их деятельности, еще труднее становится отследить многочисленные путешествия и экспедиции индивидуальных любителей внедорожни-ков. От Белого до Черного моря, от Балтийского моря до Тихого океана — везде можно встретить любителей «покорить» себя и «приноровить» свой внедорожник.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

Авторизация  

×

Важная информация

Используя наш сайт вы соглашаетесь с нашими правилами Условия использования.