4x4Sport 4 Опубликовано 29 апреля, 2018 Если к сложному рельефу прибавить кавказский темперамент, умножить на щедрые призы и разделить на пять зачётных групп – получится формула увлекательного зрелища под названием «Битва в горах». По числу участников и зрителей этот трофи-спринт, традиционно проходящий на естественном внедорожном стадионе в окрестностях Черкесска в последних числах апреля – одно из самых масштабных событий в российском внедорожном спорте. Кавказская природа создала в котловине между предгорных холмов естественный офф-роудный полигон, плотно насыщенный самыми разными видами препятствий. Каменистые ступеньки, узкие глубокие промоины с ручьями, болото, вопреки законам физики не стекающее вниз по склону, река с топкими берегами, затяжные подъемы и глинистые уступы – в общем, тут есть абсолютно всё, чтобы сделать интересные трассы на любой вкус и степень подготовки машины. И такое богатство – на участке размером примерно четыре на полтора километра, отлично просматриваемом с окружающих высот и холмов, рассыпанных на самой этой территории. Для ныншней «Битвы в горах» внедорожный клуб «КЧР 4х4» разметил здесь три трассы. Можно было бы и больше, но больше – не всегда лучше. К тому же задумка организаторов была оптимальной по времени и пространству для однодневного трофи-спринта.Без лебёдок Самое простое и короткое кольцо разметили для стандартного класса. Их запустили первыми, сразу задав соревнованиям бодрый темп. Получился скорее классический скоростной джип-спринт без тяжёлых засад, но требующий навыков офф-роудного вождения. И хотя разматывать лебёдку на этой трассе было негде, у всех оставался шанс сделать уши или что-нибудь оторвать. Круг за кругом пилоты вкатывались в трассу, увеличивая скорость, а та становилась всё более скользкой от расплёскиваемых луж и ручьёв. Впрочем, эффектные взлёты на трамплинах на радость зрителям не обошлись без последствий для техники. То один, то другой экипаж покидали пределы трассы и отправлялись на верёвке на ремонт. Вначале казалось, что основная борьба развернётся между двумя видавшими виды, но не потерявшими боевой дух Jeep, но не тут-то было. Красивый забег с прыжками закончился для XJ уже на втором кругу разувшимся колесом и сходом. Грозненский ZJ всё сильнее громыхал отрывающимся бампером и хрустел чем-то в ходовой, но мчался, кидаясь клочьями грязи из-под колёс. Но самые внимательные из зрителей уже ясно видели, что американской угрозе «золоту» активно противостоит парочка уазиков и как минимум одна «Нива». К удивлению многих, она, стартовав в числе последних, всё сильнее наращивала темп и привозила соперникам на каждом круге вполне ощутимый кусочек времени. Итоговая таблица результатов подтвердила, что зрение никого не подвело: в конце концов белая «Нива» с обычным мотором заняла вершину подиума, обогнав 5,2-литровый Jeep, приехавший только на вторую строчку. После финиша стандарта параллельно открылись две другие трассы, на которых без лебёдки было уже не обойтись. Попроще – для «Нивы открытой» и посложнее для «Спорта». Расчёт был на то, что эти классы раскатают и дополнительно усложнят свои трассы к тому времени, как придет время выйти на них «Туризму» и «Экстриму».Через два брода «Нивско-туристический» маршрут был достаточно скоростным на большем своём протяжении. Но там было два главных препятствия. Точнее даже одно, но дважды – река, которую гоночное кольцо пересекало туда и обратно. Эти переправы в ходе гонки стали настоящим камнем преткновения для многих спортсменов обоих гонявшихся там классов. Именно в реке решались судьбы призовых мест: тем, кто долго мешкался с лебёдкой, выбираясь на берег, было уже крайне непросто наверстать упущенное, давя газ в пол на твёрдой земле. Сначала выезды из бродов казались хоть и сложными, но при определённом мастерстве и везении берущимися без лебёдок. Несколько экипажей даже подтвердили эту мысль. Но после каждой машины, выносившей с собой из реки новую порцию воды вверх на склон, выезды становились всё круче и сложнее – и вскоре на них стало тяжело выбираться даже пешком. К тому времени как «открытые Нивы» сменились «туристическими уазиками», выезды превратились в неприступные стены, перед которыми задерживались даже опытные экипажи на хорошо подготовленной технике и правильно выбранных шинах. Из-за этого у бродов даже поначалу возникали самые настоящие пробки с судорожным броуновским движением внутри. Но круг за кругом трасса становилась свободнее – почему-то именно в «Туризме» было больше всего сходов: до финиша добралась лишь треть стартовавших. Правда, некоторые сошедшие так и остались в реке, перегородив удобные траектории, отчего оставшимся в гонке было ничуть не легче. И как в «Открытой Ниве», так и в «Туризме» победа ковалась упорством, помноженном на мастерство. Видимо, действительно трасса такая.Болота и кручи Самую тяжелую трассу для «Спорта» и «Экстрима» подготовила природа, а организаторы лишь правильно расставили вешки и натянули ленту. Этот маршрут несколько раз пересекал речку в самых неожиданных местах, проходил через прибрежное болото то вдоль и поперёк, поднимался в гору по грязевым колеям – словом, открывал все возможности для того, чтобы показать, зачем нужны колёса размерности 35+. Впрочем, одними колёсами тут дело не решалось. То, насколько на этой сложной грязевой и рельефной трассе результат зависит от мастерства и слаженности экипажей, было видно ещё в заездах «Спорта». Казалось бы одниаковые машины – но насколько по-разному им даются препятствия! И даже там, где без лебёдки было не выехать никак – скорости соперников порой различались в разы. Это была прежде всего заслуга неутомимых штурманов. При почти полном отсутствии деревьев в котловине «Битвы», практически всегда цеплять лебёдку приходилось за свой собственный стальной якорь. Поэтому сначала пилот насколько мог проскакивал сложный участок, затем из остановившейся машины практически одновременно вылетал якорь и выбегал штурман, разматывая на ходу трос лебёдки. Когда штурман добегал до прилетевшего к тому моменту якоря, он цеплял трос и упирал спасительную железку остриём в землю, стараясь выбрать правильный угол наклона. А затем всем своим весом держал этот угол, чтобы лебёдка затаскивала лемех вглубь земной тверди, а не выворачивала наружу. И тут открывались новые противоречия идеальной штурманской анатомии: помимо безусловной силы и выносливости в гонках по такой местности спортсмен должен обладать умением моментально сбрасывать и набирать вес. Чтобы быть лёгким в машине и на бегу, но тяжёлым, когда держит якорь.На «котлетах» Конечно же самым зрелищным классом как обычно стали прототипы. В этот раз их стартовало всего шесть, но зато каких! В числе уже знакомых лучших «котлет» юга был замечен неудержимый «Пушок», новинка «Февральских окон», почему-то в этот раз спешно переименованный в Тайфун. Но была и совсем незнакомая машина под именем «Дикий». Довольно крупный спортивный снаряд на 42-х колёсах и с трёхсотсильной бензиновой «восьмёркой» под капотом. В прошлом году его экипаж выступал на внушительном, но чересчур тяжёлом прототипе на базе Jeep Wrangler и был не особенно успешен. Но в этот раз на совершенно новой технике, построенной с учётом прошлого опыта, от них можно было ожидать чего угодно. После прохождения «Спорта» трасса стала ещё тяжелее. Впрочем, «котлеты» довольно лихо справлялись с большинством препятствий, невзирая на глубину колей. Мощные моторы большого объёма, портальные мосты и громадные зубастые колёса, выступающие за передний габарит кузова, показывали себя ожидаемо эффективным средством борьбы с бездорожьем. Но тут не обошлось без роковых ошибок. Пытаясь выскочить без лебёдки на вертикальный уступ высокого речного берега, сначала перевернулся один из главных фаворитов – «Патриот», не имеющий с одноимённым уазиком ни одной общей детали. А затем в сходной ситуации, но на другом участке реки, уже под занавес гонки ровно то же самое исполнил ещё один претендент на «золото» – «Хищник». И хотя его экипаж быстро вернул машину на колёса при помощи собственной лебёдки, заводиться и продолжать гонку автомобиль отказался. Впрочем, новая система подсчёта результатов в этом классе, когда каждый пройденный круг засчитывался как отдельный спецучасток, позволила экипажу «Хищника» остаться в борьбе и после схода: пройденных кругов и показанного на них времени хватило, чтобы занять второе место. А первое досталось экипажу «Дикого», который продемонстрировал, что коварный уступ можно взять и без всякой лебёдки: пока «Хищника» ставили крышей вверх, «Дикий» без остановки пронёсся мимо и выскочил на высокую кручу. Вскоре после этого спустились сумерки, а затем и ночь. В апреле на юге темнеет быстро и рано. Награждение проводили при свете ламп. Зато награждали – как и гонялись: быстро, динамично и азартно. Всем вручали медали, кубки и полезные призы, приличную часть которых обеспечил 4x4Sport. Не обделили никого, а победители «Открытой Нивы» и «Туризма» получили в этот раз по лебёдке Comeup: пусть ставят и сразу привыкают к хорошему. Напоследок между чемпионами всех пяти классов был разыгран в лотерею суперприз – сто тысяч рублей. Заветный шарик вытянулся из барабана экипажу из Сальска Ростовской области, который победил в классе «Спорт». А командный кубок уехал в Нальчик. Текст и фото: Евгений Константинов Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
д м и т р и й 452 Опубликовано 29 апреля, 2018 Нормально там, походу гоняют!!! молодцы))) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты